tag:blogger.com,1999:blog-92211955856275602042024-03-20T03:08:46.327-07:00Рекомендации по подготовке портфолио проекта (архив)...Блог ориентирован в помощь тем, кто разрабатывает портфолио учебно-исследовательского проекта в рамках программы Intel "Обучение для будущего". Давайте сделаем наши проекты лучше!Брыксина Ольгаhttp://www.blogger.com/profile/16940333863710057504noreply@blogger.comBlogger1125tag:blogger.com,1999:blog-9221195585627560204.post-61411465299103974872011-07-23T05:09:00.000-07:002013-09-01T06:55:19.054-07:00<div dir="ltr" style="text-align: left;" trbidi="on">
<div align="center" class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: 0.0001pt; text-align: justify;">
<i style="mso-bidi-font-style: normal;"><span class="Apple-style-span"></span></i></div>
<div align="right" class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: right;">
<i style="mso-bidi-font-style: normal;"><span class="Apple-style-span"><span class="apple-style-span"><span style="color: black; font-size: 9pt;">Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования...<o:p></o:p></span></span></span></i></div>
<div align="right" class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: right;">
<i style="mso-bidi-font-style: normal;"><span class="Apple-style-span"><span class="apple-style-span"><span style="color: black; font-size: 9pt;"></span></span></span></i></div>
<div align="right" class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: right;">
<i style="mso-bidi-font-style: normal;"><span class="Apple-style-span"><span class="apple-style-span"><span style="color: black; font-size: 9pt;">Иоганн Вольфганг Гёте</span></span><strong><span style="color: black; font-size: 9pt;"><o:p></o:p></span></strong></span></i></div>
<div align="center" class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: center;">
<br /></div>
<div align="center" class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: center;">
<i style="mso-bidi-font-style: normal;"><span class="Apple-style-span" style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;">Уважаемые коллеги и студенты!</span></i><br />
<i style="mso-bidi-font-style: normal;"><span class="Apple-style-span" style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><br /></span></i></div>
<div class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: justify;">
<o:p><span class="Apple-style-span" style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"> </span></o:p></div>
<div class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: justify;">
<span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;">Вы являетесь участниками Программы <strong><span style="color: black; font-weight: normal;">Intel®</span></strong> "Обучение для будущего". <strong><span style="color: black; font-weight: normal;"> И тот опыт, который накоплен в рамках реализации программы Intel® «Обучение для будущего» по организации проектной деятельности в информационно-образовательной среде, очень востребован сегодня в услогвиях внедрения ФГОС, поскольку о</span></strong></span><strong style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="color: black; font-weight: normal;">чень остро встает проблема поиска новых форм и методов обучения, ориентированных на организацию активной познавательной деятельности школьников, учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками</span></strong><strong style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="font-weight: normal;">; </span></strong><strong style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="color: black; font-weight: normal;">новых методик и технологий формирующего оценивания, ориентированных на формирование у школьников умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией… </span></strong></div>
<div class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: justify;">
<i style="line-height: 20px;"><span style="color: #990000; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;">Но почему, говоря об инновационных подходах в обучении, мы вновь и вновь обращаемся к проектной деятельности, хотя данная технология имеет практически вековой опыт апробации?</span></i><br />
<span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 35pt;">На этот вопрос ответ для нас очевиден: дело, на наш взгляд, в ее так называемой <b>адаптируемости</b>… Адаптируемости <b>к месту</b>: <i>вчера</i> (на заре зарождения проектной методики) – это были производственные мастерские (и это соответствовало потребностям общества), <i>сегодня</i> – это пока ещё преимущественно школьный класс, но появляется огромное желание творить «вне стен классной комнаты», <i>завтра</i> – то самое место, которое мы «ищем», чтобы получить новый социальный опыт, новое знание… Расширение границ образовательного пространства – отличительная особенность проектной технологии в </span><span lang="EN-US" style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 35pt;">XXI</span><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 35pt;"> веке.</span><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 35pt;">А</span><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 34.85pt;">даптируемость </span><b style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 34.85pt;">ко времени и его вызовам</b><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 34.85pt;">: время вместе со своими вызовами определяет технологическую (инструментальную) базу, ресурсы продуктивной деятельности, средства коммуникации… И все инновации делают технологию только привлекательнее. Сегодня очевидно, что инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Именно поэтому нам так хочется вывести детей из стен школьного здания и дать почувствовать им удовлетворение от возможности <b>учиться всегда и везде, сформировать</b></span><b><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 34.85pt;"> </span><span style="line-height: 19px; text-align: justify; text-indent: 34.85pt;">желание познавать окружающий мир и сделать это желание естественной потребностью…</span></b><span style="text-align: justify; text-indent: 46px;"><br /></span><span style="text-align: justify; text-indent: 46px;">Но вернемся к теме тренинга и попробуем соотнести <b>требования </b>ФГОС с <b>возможностями </b>проектной технологии. Отметим сначала то, что, на наш взгляд, лежит на поверхности: объединяющим началом в этом случае выступает понятие «деятельность». Мы уже говорили, что в основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения положен <b>системно-деятельностный подход</b>, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. </span>Деятельность познания должна стать главной; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний – приоритетными направлениями образования школьников XXI века.<br /><span style="background-color: white; line-height: 20px;">Есть еще один аспект, который мы уже упоминали, но на который бы еще раз хотели обратить особое внимание. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения </span><b style="background-color: white; line-height: 20px;">на основе принципов метапредметности</b><span style="background-color: white; line-height: 20px;"> как условия достижения высокого качества образования. </span><br /><span style="background-color: white; line-height: 20px;">Проектная деятельность </span><b style="background-color: white; line-height: 20px;">изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков</b><span style="background-color: white; line-height: 20px;">. Даже поверхностный анализ основных этапов проектной деятельности и сформулированных в ФГОС основного общего образования второго поколения метапредметных результатов показывает дидактический потенциал этой технологии (Таблица 1). </span><br /><span style="background-color: white; line-height: 20px;">Анализируя эту таблицу, мы получаем наглядное доказательство того, что значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС переоценить сложно.</span><br /><i>Таблица 1.</i><br /><b>Формирование метапредметных результатов в ходе проектной деятельности</b><b><br /></b></span><br />
<table border="1" bordercolor="#888" cellspacing="0" style="border-collapse: collapse; border-color: rgb(136, 136, 136); border-width: 1px; margin: 0px;"><tbody>
<tr><td style="height: 19px; text-align: center; vertical-align: top; width: 307px;"><b><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"> <span style="color: #990000;">Основные этапы проектной деятельности</span></span></b></td><td style="height: 19px; text-align: center; vertical-align: top; width: 662px;"><b><span style="color: #990000; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;">Метапредметные результаты (ФГОС ООО)</span></b></td></tr>
<tr><td style="height: 19px; text-align: center; vertical-align: top; width: 307px;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><br /><i>Выбор темы проекта, анализ проблемы, постановка цели исследования</i></span></td><td style="height: 19px; vertical-align: top; width: 662px;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><b><span style="color: #990000;">М1:</span></b> умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности</span></td></tr>
<tr><td style="height: 19px; text-align: center; vertical-align: top; width: 307px;"><i><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;">Обсуждение возможных вариантов организации исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов исследования проблемы</span></i></td><td style="height: 19px; vertical-align: top; width: 662px;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><b><span style="color: #990000;">М2: </span></b>умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач<br /><span style="color: #990000;"><b>М3:</b></span> умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией</span></td></tr>
<tr><td style="height: 19px; text-align: center; vertical-align: top; width: 307px;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"> <i>Составление плана работы, распределение обязанностей</i></span></td><td style="height: 19px; vertical-align: top; width: 662px;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="color: #990000;"><b>М9:</b></span> умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникамии; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов</span></td></tr>
<tr><td style="height: 19px; text-align: center; vertical-align: top; width: 307px;"><i><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><br /><br /> Сбор и изучение информации</span></i></td><td style="height: 19px; vertical-align: top; width: 662px;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><b><span style="color: #990000;">М6:</span></b> умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы<br /><span style="color: #990000;"><b>М8</b></span>: смысловое чтение<br /><b><span style="color: #990000;">М11:</span></b> формирование и развитие ИКТ-компетентности</span></td></tr>
<tr><td style="text-align: center; vertical-align: top;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"> <i>Определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту</i></span></td><td style="vertical-align: top;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><b><span style="color: #990000;">М 7:</span></b> умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач<br /><b><span style="color: #990000;">М11:</span></b> формирование ИКТ-компетентности</span></td></tr>
<tr><td style="text-align: center; vertical-align: top;"><i><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><br />Выполнение исследования</span></i></td><td style="vertical-align: top;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><b><span style="color: #990000;">М 4: </span></b>умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения<br /><span style="color: #990000;"><b>М 5:</b></span> владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе учебной и познавательной деятельности</span></td></tr>
<tr><td style="text-align: center; vertical-align: top;"><i><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><br /> Представление результатов проекта</span></i></td><td style="vertical-align: top;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><b><span style="color: #990000;">М 10</span></b>: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;<br /><span style="color: #990000;"><b>М 11:</b></span> формирование ИКТ-компетентности</span></td></tr>
<tr><td style="text-align: center; vertical-align: top;"><i><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><br />Анализ результатов проведенного исследования</span></i></td><td style="vertical-align: top;"><span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="color: #990000;"><b>М 3:</b></span> умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией</span></td></tr>
</tbody></table>
<span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;">Кроме того, следует отметить, что в условиях внедрения ФГОС особенно важно то, что проектная деятельность, как ни одна другая педагогическая технология, ориентирована, прежде всего, на <b>формирование регулятивных универсальных учебных действий.</b> В ходе работы над проектом школьники учатся управлять своей деятельностью; контролировать ее и вносить свои коррективы; проявлять инициативность и самостоятельность; создаются естественные условия для формирования умений понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.<br />Именно проектная технология способствует формированию навыков решения проблем творческого и поискового характера, планирования учебных действий в соответствии с поставленной задачей. И именно в ходе проекта мы учим школьников оценивать эффективность способов достижения результата, выбирать оптимальный вариант и аргументировать свой выбор.<br />Само планирование проектной деятельности ориентировано на вовлечение учащихся в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом обучения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения. А если еще и педагог владеет инструментами формирующего оценивания!... Применение различных техник (инструментов) рефлексии создают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои идеи и методы их улучшения. А школьник должен познать себя, чтобы научиться управлять своей деятельностью. Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии - одна из основных задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.<br />Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на <b>кооперированную деятельность школьников</b>, на развитие его <b>коммуникативной компетентности</b>. В частности, среди личностных результатов ценностной и морально-этической ориентации обозначено «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». И, действительно, умение сопереживать, признание различных мнений – ключевые условия успешности проектной деятельности. Учебные проекты, по сути, могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы.<br />В то же время, априори можно утверждать, что сама работа над проектом способствует формированию целого ряда коммуникативных универсальных учебных действий (метапредметных результатов).<br />Учащиеся учатся работать в команде, выполнять разные роли и обязанности… Все это становится частью их жизни. И этот опыт бесценен.<b> </b><b><br /></b><b>Итак, ключевые теги, определяющие роль проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС: адаптируемость, деятельностный подход, метапредметность, ориентация на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД... М</b><b>ы видим органичность проектной технологии в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.</b></span><br />
<span style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><span style="background-color: white; line-height: 20px;">А разве не такие мы ставим перед собой и учащими задачи, организуя работу над учебно-исследовательскими проектами? Это утверждение отражает саму суть проектной технологии, ориентированной на продуктивную деятельность учащихся. При этом невозможно не упомянуть, что в определении этой педагогической технологии понятие «деятельность» присутствует априори. По сути, чаще всего мы так и говорим – «проектная деятельность».</span></span><br />
<div style="background-color: white; line-height: 20px;">
<div style="line-height: 19px; margin: 0cm 0cm 0.0001pt; text-align: justify; text-indent: 35pt;">
<br /></div>
</div>
<span class="Apple-style-span"><strong><span style="color: black; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-weight: normal;"><br /></span></strong></span></div>
<div class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: justify;">
<strong><span style="color: black; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-weight: normal;">А задача этого блога <span style="mso-spacerun: yes;"> </span>– помочь участникам Программы сделать свой проект еще лучше!...</span></strong></div>
<div class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: justify;">
<span class="Apple-style-span" style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><strong><span style="color: black; font-weight: normal;">На его страницах мы предлагаем обсудить основные требования к учебно-методическим материалам, составляющим портфолио проекта и представленным в экспертном </span></strong><a href="https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B_ZO9CJQPSnfMWZiMjAxZTEtNGRkNS00MWUwLThjMzMtYmM4Yjk1MGVhMzAx&hl=ru&authkey=CKzXzogE">Листе оценки портфолио проекта</a><strong><span style="color: black; font-weight: normal;">.<o:p></o:p></span></strong></span></div>
<div class="MsoNormal" style="line-height: normal; margin-bottom: .0001pt; margin-bottom: 0cm; text-align: justify;">
<span class="Apple-style-span" style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;"><i>Приглашаем к конструктивному диалогу!</i></span></div>
</div>
Брыксина Ольгаhttp://www.blogger.com/profile/16940333863710057504noreply@blogger.com10