Организационно-методическое и дидактическое обеспечение проекта


Цель обучения – научить обходиться без учителя.

Элберт Хаббард
Критерии оценки:
  • план организации проектной деятельности содержит содержательную характеристику этапов, методическое и ресурсное обеспечение, сроки, ответственных  и т.п., соответствует логике проекта;
  • дидактические материалы обеспечивают реализацию инновационных педагогических технологий (на основе средств ИКТ, компетентностного обучения, интерактивного взаимодействия, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, педагогики сотрудничества);
  • планируемая деятельность учащихся ориентирована на формирование качеств человека XXI века, перевод учащегося в режим саморазвития;
  • разработано методическое и  технологическое сопровождение рефлексии учащихся в ходе проекта и после его завершения.
О чем хочется сказать...

Прежде всего хочется остановить внимание на предложенных выше критериях.

По поводу планирования…
Детально проработанный план – залог успешной реализации проекта. Недаром в русских пословицах говорится «Делали наспех и сделали на смех», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и т.п.
В современном бизнесе говорят еще и так «Когда мы тратим время на планирование, то его становится больше…»
В образовательном процессе, как и в менеджменте, повышение качества образовательного процесса обычно связывается с циклом Шухарта-Деминга PDCA  - «Plan - Do - Check - Act». («Планирование – Выполнение – Проверка – Корректирующие действия»), который реализуется на различных этапах проекта.

На этапе планирования (Plan) устанавливаются конкретные цели и задачи проекта, прогнозируются его конкретные результаты (предметные, метапредметные, личностные) в соответствии с ФГОС.
Педагог должен описать содержание каждого из этапов, необходимое ресурсное обеспечение (программное и материально-техническое обеспечение, информационные источники), подготовить для каждого этапа дидактическое обеспечение (рекомендации для учащихся, контрольно-оценочные материалы, включая критерии оценки результатов деятельности, и т.п.), соотнести проект с графиком учебного процесса, определить сроки и назначить ответственных.
Педагогом устанавливаются контрольные точки, в которых будет осуществляться оценка промежуточных результатов. После этого переходят к этапу выполнение (Do), на котором осуществляется реализация проекта в соответствии с планом.

В контрольных точках осуществляется проверка промежуточных результатов (Check), т.е. применяются разработанные педагогом методики формирующего оценивания. Данные собираются и анализируются для того, чтобы узнать, подтверждают ли данные намеченный план, какие имели место несоответствия и т.д.
Следующий этап - действия (Act). На основе анализа полученных данных и результатов в деятельность школьников вносятся изменения или предпринимаются так называемые корректирующие действия для повышения результативности проекта.

Пример плана реализации проекта «Вчера – сегодня – завтра» (авт. Е.Фадеева, Д.Матвеева).
А вот такое планирование может вести каждый школьник:

О дидактическом и организационно-методическом сопровождении…
Проектная деятельность предполагает, прежде всего, самостоятельную работу учащихся, но некоторые педагоги понимают это слишком буквально… Мы уже говорили, что далеко не все школьники в состоянии сами инициировать образовательную деятельность. И вот уровень мастерства педагога как раз и определяется тем, чтобы, оставляя за собой координирующую и направляющую функцию, обеспечить максимальную самостоятельность школьников.
Не случайно к этому посту мы взяли слова Элберта Хаббарда «Цель обучения – научить обходиться без учителя»... Наверное, эти слова очень убедительно показывают значимость дидактического и организационно-методического обеспечения. Откуда знают школьники правила ведения дискуссии, правила оформления ссылок на цитируемые материалы и т.п. Здесь своими советами может помочь учитель. Для этого им готовятся соответствующие материалы. Например, в проекте С.Лычева и А.Исаевой "Software для домашнего компьютера" это Google-документы: "Как работать в группе", "График самооценивания", "Как научиться критически мыслить", "Правила ведения дискуссии", "Как оформлять ссылки на источники".
Кстати, очень хорошо, если школьники в состоянии освоить новый инструментарий (программное или аппаратное обеспечение, лабораторную установку, или Интернет-сервис). Но иногда (или для некоторых школьников) это создает психологические трудности: работа не идет, потому что впереди – неизвестность… И опять учитель может прийти на помощь, разместив в сети инструктивные материалы…

Пример обучающей презентации для младших школьников по созданию лент времени (автор А. Исаева, сетевой проект «Вчера – сегодня – завтра»):





View more presentations from Driamy

Очень важно по ходу выполнения проекта предлагать учащимся интерактивные задания, ориентированные на проверку понимания сути исследуемой проблемы, более глубокое ее понимание, погружение в суть изучаемого вопроса. И в этом контексте нельзя не отметить возможности интерактивной доски, которая открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию образовательного процесса, позволяет наглядно объяснить и продемонстрировать многие закономерности и процессы, вовлекает учащихся в аналитическую и продуктивную деятельность.
Использование интерактивной доски в ходе проектной деятельности значительно разнообразит тип выполняемых заданий. Технологические особенности интерактивной доски позволяют уйти от непосредственного натаскивания на решение задач определенного типа к конструированию заданий, направленных на установление соответствия, ранжирование, классификацию и т.п., что подведёт учащихся к осознанному восприятию учебного материала (связей, законов и закономерностей).
При работе с интерактивной доской восприятие «насыщается» размышлением и качественно меняется. Динамизм и выразительность заданий, их интег­ративный  характер способствуют повышению мотивации школьников, положительно влияют на качество и результативность процесса обучения.

Примеры использования интерактивной доски в проекте "It's alive! Собери своего монстра" (авт. А.Кондратьева и Г.Иванов):
 


О рефлексии…

Очень важно для дальнейшего успешного продвижения учащихся, как (в какой форме и насколько глубоко) осуществляется рефлексия. Неслучайно к основным метапредметным результатам, сформулированным в ФГОС основного общего образования, относятся:


  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и др.
Это могут быть и коллективные обсуждения результатов проекта в блоге, это могут быть и методики, ориентированные на самоконтроль и самооценку, например:


  • дневник работы над проектом
  • лист самооценивания


При этом считаем нужным еще раз отметить, что рефлексия должна быть направлена не только на содержательную сторону проекта, но и на анализ способов получения результата, используемых технологий и сервисов, организации работы в группе (личного вклада и вклада других участников), выстраивания отношений с одноклассниками, педагогом и родителями…
Анализ ошибок, обсуждение более эффективных подходов к решению проблем, осознание результативности коллективной работы даст школьникам бесценный опыт…

Что еще можно обсудить?...

Комментариев нет:

Отправить комментарий