Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования...
Иоганн Вольфганг Гёте
Уважаемые коллеги и студенты!
Вы являетесь участниками Программы Intel® "Обучение для будущего". И тот опыт, который накоплен в рамках реализации программы Intel® «Обучение для будущего» по организации проектной деятельности в информационно-образовательной среде, очень востребован сегодня в услогвиях внедрения ФГОС, поскольку очень остро встает проблема поиска новых форм и методов обучения, ориентированных на организацию активной познавательной деятельности школьников, учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; новых методик и технологий формирующего оценивания, ориентированных на формирование у школьников умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией…
Но почему, говоря об инновационных подходах в обучении, мы вновь и вновь обращаемся к проектной деятельности, хотя данная технология имеет практически вековой опыт апробации?
На этот вопрос ответ для нас очевиден: дело, на наш взгляд, в ее так называемой адаптируемости… Адаптируемости к месту: вчера (на заре зарождения проектной методики) – это были производственные мастерские (и это соответствовало потребностям общества), сегодня – это пока ещё преимущественно школьный класс, но появляется огромное желание творить «вне стен классной комнаты», завтра – то самое место, которое мы «ищем», чтобы получить новый социальный опыт, новое знание… Расширение границ образовательного пространства – отличительная особенность проектной технологии в XXI веке.Адаптируемость ко времени и его вызовам: время вместе со своими вызовами определяет технологическую (инструментальную) базу, ресурсы продуктивной деятельности, средства коммуникации… И все инновации делают технологию только привлекательнее. Сегодня очевидно, что инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Именно поэтому нам так хочется вывести детей из стен школьного здания и дать почувствовать им удовлетворение от возможности учиться всегда и везде, сформировать желание познавать окружающий мир и сделать это желание естественной потребностью…
Но вернемся к теме тренинга и попробуем соотнести требования ФГОС с возможностями проектной технологии. Отметим сначала то, что, на наш взгляд, лежит на поверхности: объединяющим началом в этом случае выступает понятие «деятельность». Мы уже говорили, что в основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. Деятельность познания должна стать главной; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний – приоритетными направлениями образования школьников XXI века.
Есть еще один аспект, который мы уже упоминали, но на который бы еще раз хотели обратить особое внимание. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Проектная деятельность изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков. Даже поверхностный анализ основных этапов проектной деятельности и сформулированных в ФГОС основного общего образования второго поколения метапредметных результатов показывает дидактический потенциал этой технологии (Таблица 1).
Анализируя эту таблицу, мы получаем наглядное доказательство того, что значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС переоценить сложно.
Таблица 1.
Формирование метапредметных результатов в ходе проектной деятельности
Кроме того, следует отметить, что в условиях внедрения ФГОС особенно важно то, что проектная деятельность, как ни одна другая педагогическая технология, ориентирована, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий. В ходе работы над проектом школьники учатся управлять своей деятельностью; контролировать ее и вносить свои коррективы; проявлять инициативность и самостоятельность; создаются естественные условия для формирования умений понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Именно проектная технология способствует формированию навыков решения проблем творческого и поискового характера, планирования учебных действий в соответствии с поставленной задачей. И именно в ходе проекта мы учим школьников оценивать эффективность способов достижения результата, выбирать оптимальный вариант и аргументировать свой выбор.
Само планирование проектной деятельности ориентировано на вовлечение учащихся в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом обучения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения. А если еще и педагог владеет инструментами формирующего оценивания!... Применение различных техник (инструментов) рефлексии создают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои идеи и методы их улучшения. А школьник должен познать себя, чтобы научиться управлять своей деятельностью. Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии - одна из основных задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на кооперированную деятельность школьников, на развитие его коммуникативной компетентности. В частности, среди личностных результатов ценностной и морально-этической ориентации обозначено «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». И, действительно, умение сопереживать, признание различных мнений – ключевые условия успешности проектной деятельности. Учебные проекты, по сути, могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы.
В то же время, априори можно утверждать, что сама работа над проектом способствует формированию целого ряда коммуникативных универсальных учебных действий (метапредметных результатов).
Учащиеся учатся работать в команде, выполнять разные роли и обязанности… Все это становится частью их жизни. И этот опыт бесценен.
Итак, ключевые теги, определяющие роль проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС: адаптируемость, деятельностный подход, метапредметность, ориентация на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД... Мы видим органичность проектной технологии в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
А разве не такие мы ставим перед собой и учащими задачи, организуя работу над учебно-исследовательскими проектами? Это утверждение отражает саму суть проектной технологии, ориентированной на продуктивную деятельность учащихся. При этом невозможно не упомянуть, что в определении этой педагогической технологии понятие «деятельность» присутствует априори. По сути, чаще всего мы так и говорим – «проектная деятельность».
На этот вопрос ответ для нас очевиден: дело, на наш взгляд, в ее так называемой адаптируемости… Адаптируемости к месту: вчера (на заре зарождения проектной методики) – это были производственные мастерские (и это соответствовало потребностям общества), сегодня – это пока ещё преимущественно школьный класс, но появляется огромное желание творить «вне стен классной комнаты», завтра – то самое место, которое мы «ищем», чтобы получить новый социальный опыт, новое знание… Расширение границ образовательного пространства – отличительная особенность проектной технологии в XXI веке.Адаптируемость ко времени и его вызовам: время вместе со своими вызовами определяет технологическую (инструментальную) базу, ресурсы продуктивной деятельности, средства коммуникации… И все инновации делают технологию только привлекательнее. Сегодня очевидно, что инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Именно поэтому нам так хочется вывести детей из стен школьного здания и дать почувствовать им удовлетворение от возможности учиться всегда и везде, сформировать желание познавать окружающий мир и сделать это желание естественной потребностью…
Но вернемся к теме тренинга и попробуем соотнести требования ФГОС с возможностями проектной технологии. Отметим сначала то, что, на наш взгляд, лежит на поверхности: объединяющим началом в этом случае выступает понятие «деятельность». Мы уже говорили, что в основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. Деятельность познания должна стать главной; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний – приоритетными направлениями образования школьников XXI века.
Есть еще один аспект, который мы уже упоминали, но на который бы еще раз хотели обратить особое внимание. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Проектная деятельность изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков. Даже поверхностный анализ основных этапов проектной деятельности и сформулированных в ФГОС основного общего образования второго поколения метапредметных результатов показывает дидактический потенциал этой технологии (Таблица 1).
Анализируя эту таблицу, мы получаем наглядное доказательство того, что значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС переоценить сложно.
Таблица 1.
Формирование метапредметных результатов в ходе проектной деятельности
Основные этапы проектной деятельности | Метапредметные результаты (ФГОС ООО) |
Выбор темы проекта, анализ проблемы, постановка цели исследования | М1: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Обсуждение возможных вариантов организации исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов исследования проблемы | М2: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач М3: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Составление плана работы, распределение обязанностей | М9: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникамии; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов |
Сбор и изучение информации | М6: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы М8: смысловое чтение М11: формирование и развитие ИКТ-компетентности |
Определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту | М 7: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач М11: формирование ИКТ-компетентности |
Выполнение исследования | М 4: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения М 5: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе учебной и познавательной деятельности |
Представление результатов проекта | М 10: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; М 11: формирование ИКТ-компетентности |
Анализ результатов проведенного исследования | М 3: умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Именно проектная технология способствует формированию навыков решения проблем творческого и поискового характера, планирования учебных действий в соответствии с поставленной задачей. И именно в ходе проекта мы учим школьников оценивать эффективность способов достижения результата, выбирать оптимальный вариант и аргументировать свой выбор.
Само планирование проектной деятельности ориентировано на вовлечение учащихся в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом обучения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения. А если еще и педагог владеет инструментами формирующего оценивания!... Применение различных техник (инструментов) рефлексии создают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои идеи и методы их улучшения. А школьник должен познать себя, чтобы научиться управлять своей деятельностью. Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии - одна из основных задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на кооперированную деятельность школьников, на развитие его коммуникативной компетентности. В частности, среди личностных результатов ценностной и морально-этической ориентации обозначено «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». И, действительно, умение сопереживать, признание различных мнений – ключевые условия успешности проектной деятельности. Учебные проекты, по сути, могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы.
В то же время, априори можно утверждать, что сама работа над проектом способствует формированию целого ряда коммуникативных универсальных учебных действий (метапредметных результатов).
Учащиеся учатся работать в команде, выполнять разные роли и обязанности… Все это становится частью их жизни. И этот опыт бесценен.
Итак, ключевые теги, определяющие роль проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС: адаптируемость, деятельностный подход, метапредметность, ориентация на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД... Мы видим органичность проектной технологии в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
А разве не такие мы ставим перед собой и учащими задачи, организуя работу над учебно-исследовательскими проектами? Это утверждение отражает саму суть проектной технологии, ориентированной на продуктивную деятельность учащихся. При этом невозможно не упомянуть, что в определении этой педагогической технологии понятие «деятельность» присутствует априори. По сути, чаще всего мы так и говорим – «проектная деятельность».
А задача этого блога – помочь участникам Программы сделать свой проект еще лучше!...
На его страницах мы предлагаем обсудить основные требования к учебно-методическим материалам, составляющим портфолио проекта и представленным в экспертном Листе оценки портфолио проекта.
Приглашаем к конструктивному диалогу!
Очень понравился проект студенткой 5 курса специальности «Преподавание в начальных классах» ГОУ СПО НСО «Татарский педагогический колледж» (г.Татарск) Антоновой Галиной. Что именно: предметные результаты, которые должны быть после завершения проекта. очень важно, в настоящее время, чтобы ребенок имел представление о ценностно-смысловом содержании понятий "Имя","Отчество", "Фамилия", "Родословная", умели составлять схему родословного древа. К сожалению, большинство учащихся не знают истории своего государства, города, области, края, в частности, и своей родословной. Желаю, чтобы этот проект на самом деле дал такие результаты, и конечно же, чтобы он не прекращал своего действия!!! С уважением. студентка ПГСГА Фадеева Елена
ОтветитьУдалитьХочется также отметить проект, выполненный студентом психолого-педагогического факультета Воронежского Государственного Педагогического Университета Ситое Висенте Лусиану. Очень хороший основополагающий вопрос:"Что это такое порядок в школе?" Ознакомившись с планом проведения проекта, мне понравилось, что в нем есть проекты школьников на две темы: "Какими станут дети при соблюдении школьных правил поведения?" и "Что случилось бы, если бы никто не соблюдал правила порядка в школе?". Очень важно, чтобы при выполнении этих проектов, учащиеся на самом деле поняли, что такое порядок и вели бы себя так, как необходимо вести себя в учебных заведениях. Желаю успехов! С уважением, студентка ПГСГА Фадеева Елена
ОтветитьУдалитьДо сих пор под впечатлением от проекта Скляровой Екатерины, Брякиной Надии. Все так наглядно и красиво выполнено. Хочется надеяться, что и учащиеся довольны выполненной работой. Тема проекта усвоится лучше учащимся, если они проделают все шаги, описанные плане проведения проекта. Ментальная карта дает хорошие метапредметные результаты: умение создавать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать предметные связи (М6), формируется смысловое чтение (М8) и др. В деятельности учащихся ментальная карта выступает как результат коллективной деятельности, как результат исследования проблемы, как результат мозгового штурма и др. Работа с картой дает наглядное представление, что тоже очень важно! Желаю успехов!!! С уважением, студентка ПГСГА Фадеева Елена
ОтветитьУдалитьПолностью согласна с Еленой,но хочу также отметить проект Круподеровой Климентины, выбрана очень интересная тема. Работа структурирована, понятна, будет полезна не только для студентов Профессионально-педагогического института Волжского
ОтветитьУдалитьгосударственного инженерно-педагогического университета. С уважением, студентка ПГСГА Тихонова Любовь
Важным вопросом на сегодняшний день остается вопрос о том, почему возникают конфликты на национальном уровне? Точные и правильные проблемные вопросы, в решении которых будут изучаться и учебные. Причинно-следственные связи показаны в ментальной карте, что тоже очень важно при составлении этапов самого проекта. интересная презентация для родителей. Очень понравились задания для одаренного ребенка. Желаю успехов!!! С уважением, студентка ПГСГА Фадеева Елена
ОтветитьУдалитьПолностью согласна с вами, коллеги! Еще хочется отметить работу Смирновой Людмилы "Весь мир на одной ладони", которая ориентирована на овладение школьниками умениями организовывать собственную информационную деятельность и выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ОтветитьУдалитьХотелось бы отметить работу "Осторожно, еще один «Русский язык»!" Матвеенко Екатерины и Матюшечкиной Марии, в которой затронуты актуальные вопросы нашего времени. Действительно, весьма остро стоит вопрос о том, на сколько правильно стали понимать друг друга люди, ведь каждый человек, использующий сленг в своей речи, вкладывает в него определенное понятие и смысл, и совсем не значит, что
ОтветитьУдалитьсобеседник поймет его правильно.
Я считаю тема актуальна, интересна, развернута достаточно широко. Проект содержит много информации как для учащихся, так и для родителей. С уважением, студентка ПГСГА Казанцева Екатерина
Хочется отметить проект Григория Тараховского и Виктора Цаповского на тему: "Национальный вопрос".Считаю, что данная тема всегда была, есть и будет важна. Ведь людям порой сложно "найти общий язык", пойти на компромисс, и от этого возникают конфликты и вспыхиваю войны.Основополагающий вопрос данного проекта звучит так: "Как жить без "воин"?". В ходе проекта решается ряд важных задач, что способствует осознанию детьми всей глубины данной темы проекта.
ОтветитьУдалитьС уважением, студентка ПГСГА Куликова Екатерина.
How do make money betting on horse racing - Work
ОтветитьУдалитьFind out how to win money betting on horse racing. Betting on horse หาเงินออนไลน์ racing is fun and choegocasino easy with septcasino money betting. Learn more.
Caesars Entertainment completes deal to acquire BetMGM sports
ОтветитьУдалитьThe 이천 출장마사지 agreement with Caesars Entertainment 남양주 출장샵 to acquire BetMGM sports betting and 경주 출장마사지 iGaming brand MGCBET comes 제주도 출장안마 on 고양 출장마사지 the heels