«Если не ставить цель, то любой выстрел можно считать удачным»
(авт. предположительно Е.Я.Коган)
Критерии оценки
В стартовой презентации
- определяется актуальность проекта;
- выявляются потребности учащихся;
- обсуждаются вопросы, направляющие проект, выявляется видение проблемы учащимися;
- предполагается обсуждение плана работы и формирование групп для работы над проектом;
- обсуждаются возможные формы представления результатов и требования к продуктам исследовательской деятельности учащихся;
- анализируются методики формирующего оценивания деятельности учащихся;
- акцентируется внимание на результатах проекта в плане формирования качеств человека XXI века;
- корректно указываются ссылки на информационные источники;
- удачно используются технологические возможности выбранного средства подготовки стартовой презентации, дизайн соответствует теме проекта и др.
О чем хочется сказать…
От качества подготовки и проведения стартовой презентации во многом зависит успешность проекта. Это то, с чем учитель выходит к школьникам, погружая их в содержание проблемы (что они будут исследовать), заинтересовывая способами ее решения (как они это будут делать) и ориентируя на какие-либо конечные продукты исследовательской деятельности (какой они получат результат).
Все эти аспекты очень важны. Возможно, что учащегося может заинтересовать суть проблемы, но форма представления результата, предлагаемая педагогом, - нет. Возможно, что школьник заинтересован продемонстрировать свои способности, создавая какой-либо продукт, например, Google-сайт или ленту времени, но сама проблема не представляет для него интереса. И в том, и в другом случае качественного прироста образовательных достижений школьника ждать не приходится.
Именно поэтому, озвучивание основных целей, задач и этапов проекта не должно стать констатацией фактов: делать надо то-то, так-то и вот такой должен быть результат. На каждом шаге ученику должна быть предоставлена возможность выбора. Он имеет право предложить и свою проблему для исследования (конечно, в рамках изучаемой учебной темы), и способы ее решения, и новую форму представления продукта … И чем больше предложений будет сделано учениками, тем более заинтересованным будет их участие в проекте…
Начиная работу над проектом, учащийся должен видеть главную цель – чему он научится и где это ему в жизни пригодится…
Прозрачной для школьников должна быть и процедура оценивания. Важно, чтобы до начала проекта учащийся познакомился с критериями оценивания результатов работы. Это позволит избежать проблем на завершающем этапе работы над проектом – этапе оценивания…
И все это (как минимум) должно быть отражено в стартовой презентации!
И все это (как минимум) должно быть отражено в стартовой презентации!
А теперь пример. Обратим внимание на проект "Всё гениально и просто или карандаш в руках компьютера" (Авторы Анастасия Исаева и Юлия Валеева, студенты ПГСГА). Учащимся, участвующим в проекте, предстоит проследить путь развития графических редакторов, определить их роль в современном мире и, конечно же, научиться обрабатывать графические изображения в разных программах.
Как педагог выстраивает стартовую презентацию? Посмотреть как Google-документ…
Слайд 1. Само название проекта показывает, что школьникам предстоит познакомиться с чем-то очень выдающимся (гениальным!), но, заметим, доступным для их восприятия (все просто!), что создает интригующую и мотивирующую атмосферу…
Слайд 2. Очень наглядно демонстрируется актуальность проекта, применение компьютерной графики в различных сферах деятельности человека. Учащимся предлагается прокомментировать соответствующие области применения графической информации, вспомнить, где еще и зачем может применяться компьютерная графика, с помощью каких программных средств создаются и обрабатываются графические объекты. Обращение к личному опыту учащихся помогает педагогу раскрыть потенциал воспитанников, а для учащихся создает возможности самореализации…
Слайд 3. На этом слайде представлены два уникальных видеоролика (лучше просматривается на слайде Google-презентации по ссылке), демонстрирующих возможности человека по созданию графических образов с компьютером и без него, уровень мастерства, которого можно и нужно стремиться достичь…
Эти очень хорошо отражают суть основополагающего вопроса «Что лучше: мышка или кисточка?». И, просмотрев ролики, ученики еще раз убеждаются, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Учитель призывает их думать, рассуждать, сравнивать, анализировать…
Слайд 4. Педагог предлагает темы исследований. На уроке они комментируются учителем, а вот уже дома учащиеся, пройдя по гиперссылкам, могут принять участие в их групповом обсуждении и коллективной разработке плана исследования. Обсуждение может вестись на протяжении всего проекта…
Кроме того, для выявления базовых знаний и предпочтений учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты.
Слайд 5. Педагог начинает рассказ о ходе проекта. Обсуждается первый этап. Ученики погружаются последовательно в проблему исследования (Над чем мы будем работать?) и способы ее исследования (Как мы будем работать?)…
Слайд 6. Учитель ставит проблему, которую надо будет уже решить на следующем уроке – создать группы «по интересам». Для этого ученики должны очень внимательно проанализировать предлагаемые темы исследований.
Здесь же педагог говорит о планируемых средствах оптимизации деятельности (например, о назначении блогов), способах оценивания результатов…
Слайд 7. С помощью этого слайда учитель дает общую характеристику этапов исследования. Конечно, он к этому вернется еще не один раз в ходе проекта (особенно, если это первый проект учащихся)… Но от начальной установки зависит очень многое…
Слайд 8, 9. Учителем формулируется «программа-максимум», школьники ориентируются на конечный образовательный продукт. Обсуждаются альтернативные варианты. Обозначаются критерии оценки продуктивной деятельности школьников…
Как показал проведенный анализ, данная презентация удовлетворяет большинству критериев. Но, наверное, есть и замечания… Например, можно было бы на слайдах более детально отразить суть методик формирующего оценивания (на ментальной карте оценивания с ними можно познакомиться подробно!), и, самое главное, в заключении еще раз показать, насколько полезным будет для учащихся работа над этим проектов в плане формирования качеств человека XXI века… Кроме того, можно было провести анонс ресурсов, рекомендуемых на начальном этапе погружения в проблему...
А ваше мнение? Может, кто-то готов поделиться опытом? Ждем примеров эффективных презентаций…
Кстати, и это последнее… Обязательно ли стартовая презентация должна быть презентацией? Конечно, НЕТ!
Вот пример, когда стартовая презентация подготовлена в виде Google-сайта проект «Браузер – дверь в мир Internet» (авт. Л. Матюгина и Н. Давыдова, студенты ПГСГА).
В чем преимущество такой формы? Не так остро встает потребность визуализировать информацию, как на слайдах презентации (слайды с большим количеством текста выглядят просто плачевно, а для web-страниц включение теста естественно).
Как и в рассмотренном примере педагог на страницах сайта информирует учащихся об используемых методиках оценивания (правда, авторы не совсем точно определяют целевую аудиторию: информация на странице в большей степени будет интересна педагогам. Хотя почему бы школьникам не узнать, а что такое формирующее оценивание?), размещает анкету входного контроля, ленту времени важнейших дат развития браузеров и даже вводную информацию о наиболее часто используемых браузерах…
Очень часто учеников привлекают не "академические" презентации, а более близкие и понятные им по стилю изложения... Посмотрим?
Проект С. Алешина (ПГСГА) «Лучше компаса!»
Проект Г. Иванова и А. Кондратьевой (ПГСГА) «It's alive! Собери своего монстра»
Понравилось? Но попробуйте проанализировать эти презентации в соответствии с критериями... Чего же вы не увидели?
Приглашаем к обсуждению... Или задаем вопросы...
Комментариев нет:
Отправить комментарий