Визитная карточка проекта

Какие труды, такие и плоды...
Русская пословица
Критерии оценки:
  • проект направлен на освоение образовательных стандартов по выбранным предметам;
  • планируемые учебные цели формулируются в терминах деятельности учащихся и ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты;
  • вопросы, направляющие проект, ориентированы на организацию учебно-исследовательской деятельности и носят проблемный характер;
  • представлен график и описаны используемые методики оценивания;
  • описаны мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учащихся и т.п.;
  • описаны материалы для реализации технологии дифференцированного обучения;
  • описаны материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта;
  • визитная карточка оформлена в соответствии с требованиями, отсутствуют орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.

О чем хочется сказать…


Прежде всего то, что визитная карточка – это квинтэссенция проекта. В ней отражаются ключевые идеи проекта, начиная с целеполагания и вопросов, направляющих проект до планирования и ресурсов, обеспечивающих реализацию проекта.

Разработка портфолио проекта начинается и заканчивается разработкой визитной карточки… Этот документ «шлифуется», дорабатывается в течение всего проекта. И это, пожалуй, самый сложный для написания документ портфолио именно потому, что содержание визитной карточки не должно ограничиваться констатацией фактов, перечислением целей и задач; вопросов, направляющих проект; списком методик оценивания и перечнем дидактических материалов. 
С методической точки зрения вызывают интерес те визитные карточки, в которых разработчик портфолио проекта обосновывает свой выбор и принятие того или иного решения. А именно: поставили цели проекта – обоснуйте, почему? Сформулировали вопросы, направляющие проект – покажите, как они связаны с результатами… Разработали дидактический материал – определите его значимость в ходе проектной деятельности. Придумали новую методику оценивания – покажите, какая стратегия с ее помощью реализуется и на каком этапе проекта?... Таким образом, переоценить значимость этого документа достаточно сложно… Но и создать хорошую визитную карточку проекта тоже нелегко! Это серьезный методический документ, который должен отражать основные инновационные идеи современного школьного образования.

А чем живет современная школа? Конечно, в первую очередь хочется сказать о переходе на новые образовательные стандарты… И, естественно, сегодняшние студенты (завтрашние педагоги) должны быть готовы к этим нововведениям. Разработка портфолио проекта с учетом требований ФГОС – это возможность погрузиться в суть проблемы, понять специфику современных требований к образовательным результатам школьников.
Что важно учесть в постановке целей и задач проекта? Во-первых, отличительной особенностью новых образовательных стандартов всех ступеней школьного образования является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации.  Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности.
Во-вторых, принципиально новым является то, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения имеет рамочный характер: вместо требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ (к чему мы так привыкли и что казалось достаточно естественным) устанавливаются требования к их структуре, требования к условиям реализации и, главное, требования к результатам (правило «трех Т»):

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции и др.;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета и др.

В-третьих, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 


Таким образом, приступая к разработке проекта, необходимо познакомиться с полным текстом ФГОС соответствующей ступени образования, перечнем соответствующих предметных, личностных и метапредметных результатов и только потом приступать к целеполаганию и планированию проекта.

Например, ожидаемые результаты обучения в проекте «Один из тысячи путей» (авт. А.Исаева и С. Лычев) видятся авторами следующим образом:



В качестве примеров можно привести следующие визитные карточки проектов:

Помните: визитная карточка - это лицо проекта, это индикатор профессионального мастерства автора.  А что думаете вы? Приглашаем к диалогу...

Комментариев нет:

Отправить комментарий